Все статьи

Статья проверена:

Володин Алексей Андреевич

Врач-нарколог

Психиатрия и психология

Дизартрия

Введение

Общая информация о дизартрии

Определение

Дизартрия представляет собой нарушение речи, обусловленное поражением нервной системы, ведущее к дизконтролю мышц, задействованных в процессе говорения. Это состояние связано с непосредственным физическим препятствием для выражения слов и звуков, в отличие от афазии, которая возникает из-за проблем с пониманием или формированием языка.

Распространенность и влияние на речевую функцию

Согласно данных Национального института неврологических нарушений и инсультов США, дизартрия встречается в широком спектре неврологических состояний, включая паралич, болезнь Паркинсона и многие другие. Поражение мышц, используемых в разговоре, в результате дизартрии, затрудняет артикуляцию, то есть формирование звуков и слов. Заикание, шепелявость, нечеткая и замедленная речь – вот лишь некоторые из возможных проявлений этого состояния.

Особенности и типы заболевания

Помимо общих симптомов, характерных для всех форм дизартрии, существуют различные виды этого нарушения, каждый из которых имеет свои специфические особенности:

  • флаккулацитарная дизартрия характеризуется быстрым и неравномерным речевым темпом, в то время как
  • спастическая приводит к замедленной и неразборчивой речи.
  • атаксическая дизартрия вызывает проблемы с громкостью и интонацией, а
  • гипокинетическая дизартрия - характеризуется монотонностью речи и низким темпом.

Физиологические и патологические причины

Органические факторы, влияющие на речевую моторику

Нарушения в работе голосовых связок, языка или губ приводят к трудностям при артикуляции звуков. Травмы головы или шеи, операции на лице или шее, а также заболевания, ведущие к потере мышечной массы, также становятся причинами дизартрии.

Неврологические нарушения и их связь с дизартрией

Болезни, такие как инсульт, болезнь Паркинсона, множественная склероза или АЛС, поражают нервы, отвечающие за управление мышцами говорения. Это приводит к нарушению их работы, что и вызывает симптомы дизартрии.

Врожденные аномалии и генетические факторы

Врожденные аномалии, такие как краниофациальные деформации, также могут быть причиной дизартрии. Генетические факторы, такие как синдром Down или синдром Fragile X, усугубляют риск развития этого расстройства речи. Существуют генетические заболевания, например, миотоническая дистрофия, которые приводят к поражению мышц, включая мышцы, задействованные в процессе говорения.

Симптомы и диагностика

Основные симптомы и проявления дизартрии

Основной признак - изменения в речи: нарушения темпа, ритма и громкости речи, изменения тембра голоса, а также трудности с произношением определенных звуков. Речь людей с становится неразборчивой, медленной или слишком быстрой, неровной или монотонной.

Критерии диагностики и классификация по МСД-3

Для диагностики дизартрии врачи используют критерии Международной классификации болезней (МСД-3). Ключевыми критериями для диагностики являются нарушения артикуляции и фонации. МСД-3 классифицирует дизартрию в зависимости от силы, скорости, тонуса мышц и координации артикуляционных движений.

Дифференциальная диагностика дизартрии и других речевых нарушений

Для точного установления диагноза, врачи проводят дифференциальную диагностику с другими речевыми нарушениями.

К таким нарушениям относятся афазия (нарушение понимания и формирования речи), дислалия (неправильное произношение звуков из-за дефектов органов артикуляции) и другие.

В отличие от дизартрии, эти расстройства обычно связаны с более глубокими нарушениями речевого процесса, включая понимание и формирование речи.

Типы дизартрии и их особенности

Спастическая

Спастическая дизартрия обусловлена нарушением верхних двигательных нейронов, приводящим к усиленной мышечной тонусе и спазмам. Особенностью данного типа дизартрии является стресс в речи, быстрое и напряженное произношение слов, которое зачастую сопровождается замедленной и "вязкой" речью.

Атаксическая

Атаксическая дизартрия связана с нарушением мозжечка, органа, контролирующего точность и координацию движений. Это проявляется в нечетком, растянутом произношении, беспорядочном темпе и ритме речи. Иногда слышны изменения в силе и тонусе голоса, также могут присутствовать проблемы с ритмом и интонацией.

Гипокинетическая

Гипокинетическая дизартрия обычно связана с патологиями базальных ганглиев, например, с болезнью Паркинсона. Она характеризуется скудностью и монотонностью речи, быстрым темпом и низким голосом. Речь может быть быстрой и трудной для понимания из-за недостатка интонации и трудностей с артикуляцией. В этом случае человек словно "проглатывает" концы слов.

Методы коррекции и реабилитации при дизартрии

Речевая терапия и психологические подходы

Цель состоит в улучшении артикуляции, контроля дыхания и голоса. Психологические подходы содействуют справиться с эмоциональными трудностями, возникающими в связи с нарушением речи.

Артикуляционная терапия и тренировки речевых органов

Артикуляционная терапия центрируется на улучшении четкости произношения слов. Специалисты используют упражнения для укрепления мышц рта, языка и гортани.

Занимательный факт: зеркала часто становятся неотъемлемыми помощниками в этом процессе, позволяя пациентам наблюдать за своими речевыми органами во время артикуляции.

Развитие фонетических и фонологических навыков

Фонетическое и фонологическое обучение сосредоточено на умении воспроизводить и распознавать звуки. Такие упражнения часто используют игровые формы и интерактивные действия для стимулирования участия и прогресса.

Сенсорно-моторная речевая терапия

Сенсорно-моторная речевая терапия – это подход, ориентированный на совместное использование слуховых и двигательных навыков для улучшения речи. Терапевты обучают пациентов использовать обратную связь, такую как слух, зрение и осязание, для коррекции артикуляции и ритма речи. Примером может служить метод "смотреть, слушать, делать", при котором пациенты сначала наблюдают за демонстрацией артикуляции, затем слушают звуки и, наконец, имитируют их.

Физические методы и ассистивные технологии

Ассистивные технологии и физические методы стали ключевыми инструментами в борьбе с дизартрией. Поддержка речи и коммуникации осуществляется через разнообразные устройства и программы, что значительно упрощает процесс общения для детей с дизартрией. Среди этих ресурсов - специализированные компьютерные программы, приложения для смартфонов и планшетов, а также речевые генераторы, которые могут воспроизводить заранее записанные или сгенерированные звуки и фразы.

Физические методы фокусируются на работе с мышцами рта и горла, чтобы улучшить их координацию и силу. Это может включать упражнения для мышц лица, терапию дыхания, а также различные методики, направленные на стимуляцию речевых органов.

Использование устройств и аппаратов для улучшения произношения

Специализированные устройства, такие как речевые генераторы, могут облегчить процесс артикуляции. Эти инструменты генерируют звуки и слова, поддерживая коммуникацию. Интересно, что в некоторых случаях используются даже смартфоны с подходящими приложениями, которые помогают пациентам с дизартрией в повседневной жизни.

Физические упражнения и укрепление речевых мышц

Физические упражнения включают специализированные методики, направленные на укрепление мышц рта, гортани и языка. Такие упражнения помогают улучшить контроль над этими мышцами, что способствует улучшению артикуляции и уменьшению трудностей с речью.

Индивидуальный подход и адаптация к образовательной среде

У каждого пациента с дизартрией свой уникальный набор проблем и потребностей, поэтому индивидуальный подход имеет решающее значение. Разработка индивидуального плана речевой терапии и его реализация обеспечивают максимальную эффективность лечения. Важность адаптации образовательной среды не умаляется, это дает возможность индивидуам с дизартрией полноценно участвовать в учебном процессе. Так, учитель может замедлить темп речи или использовать визуальные материалы для поддержания понимания и участия ученика.

Поддержка и помощь пациентам с дизартрией

Роль семьи и окружающей среды в реабилитации

Семья и ближайшее окружение играют центральную роль в борьбе с дизартрией. Их забота и поддержка дает пациенту чувство безопасности и принятия, что способствует успешной реабилитации. Домашняя обстановка также создает комфортные условия для постоянного упражнения в речевых навыках. Интересный факт: в некоторых культурах существует традиция устраивать "речевые пирушки", где пациенты с дизартрией могут общаться в расслабленной, поддерживающей атмосфере.

Сотрудничество специалистов и командная работа

Успешный результат основывается на командной работе медицинских и социальных работников. Речевые терапевты, врачи, психологи, физиотерапевты и социальные работники объединяют свои усилия для создания всеобъемлющего плана лечения, который будет наиболее эффективным для каждого отдельного пациента. К примеру, в Швеции, где медицинская помощь является правом каждого гражданина, такие команды могут состоять из десятков специалистов, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в процесс реабилитации.

Работа логопеда и речевого терапевта

Логопеды и речевые терапевты играют ведущую роль в борьбе с дизартрией. Они разрабатывают индивидуальные программы для улучшения речевых навыков и помогают пациентам освоить новые способы общения.

Например, в Австралии есть проект "Речевое кафе", где логопеды организуют встречи для пациентов с дизартрией, чтобы они могли практиковаться в реальной жизни и общаться с другими людьми в непринужденной обстановке.

Взаимодействие с неврологами и другими медицинскими специалистами

Борьба с дизартрией требует всестороннего подхода, и здесь неврологи играют ключевую роль. Они вносят свой вклад, оценивая и лечащая нейрологические проблемы, которые могут влиять на речь.

Другие медицинские специалисты, такие как отоларингологи и реабилитологи, также принимают активное участие в этом процессе.

Вспомните кейс Кинга Джорджа VI, где успешная борьба с дизартрией была возможной только благодаря усилиям многочисленных медицинских специалистов.

Роль психолога и социальных работников

Психологи и социальные работники вносят свой вклад в борьбу с дизартрией, оказывая психологическую поддержку и помогая пациентам адаптироваться к жизни с этим заболеванием. Всем известен пример Стивена Хокинга, знаменитого физика, который, несмотря на тяжелую дизартрию, благодаря поддержке своего окружения, продолжал вносить значительный вклад в науку и общество.

Интересные факты про дизартрию

  • Исследования показывают, что это нарушение встречается у около 60% людей, переживших инсульт. Это статистический факт подчеркивает неотложность и актуальность проблемы этого расстройства.
  • Высокотехнологичные ассистивные устройства вроде синтезаторов речи стали незаменимыми помощниками для людей с дизартрией. Великий физик Стивен Хокинг, страдавший от этого заболевания, использовал такое устройство для коммуникации и даже часто появлялся на телевидении и публичных мероприятиях.
  • Первое упоминание дизартрии в научной литературе датируется 18 веком. Французский врач Гийом Дюшен детально описал этот синдром в своих трудах, хотя на тот момент термин "дизартрия" еще не был употреблен.
  • Отклонение может возникнуть не только от ударов или нервных заболеваний, но и от таких причин как опухоли мозга, инфекции или даже медикаменты
  • Синдром не влияет на интеллектуальные способности человека. Это значит, что даже при серьезных нарушениях речи человек сохраняет свой мыслительный потенциал и способность к обучению, что существенно упрощает процесс реабилитации.
Круглосуточная горячая линия

Убеждаем на лечение со сниженной мотивацией

Оставьте заявку и доверьтесь профессионалам, психологи выездной службы каждый день госпитализируют нескольких пациентов.

  • 100% анонимность
  • Доезжаем за 30 минут

Другие статьи